ХРАМ ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ

при Странноприимном доме Н.П.Шереметева
(НИИ им. Н.В.Склифосовского)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в храме Троицы Живоначальной при б. Шереметевском странноприимном доме (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского)

13 июня 2010 г., в неделю 3-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин великого освящения  храма Троицы Живоначальной при б. Странноприимном доме Н.П. Шереметева (ныне НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского) и Божественную литургию в новоосвященном храме. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня в Москве особое событие: мы освятили церковь Святой Троицы в больнице Склифосовского. Это бывший странноприимный дом графа Шереметева — место, с которым у многих связано особое отношение, потому что здесь всегда помогали людям, попавшим в скорбные обстоятельства жизни, — как в старину, так и сегодня. Это больница, которая оказывает помощь тем, кто травмирован, тем, кто получил увечья и раны, тем, кто оказался в скорбных обстоятельствах — чаще всего неожиданно.

Я хотел бы сердечно поблагодарить всех тех, кто созидал этот дом Божий, такой величественный, что, может быть, иной областной центр позавидовал бы, не имея кафедрального собора таких размеров и такого великолепия, как этот храм. Наверное, неслучайно предки наши построили этот храм, ведь во всякой болезни есть место не только скорби, но и надежде. Забота медиков помогает людям преодолеть недуг, но процесс этот никогда не бывает легким и всегда связан со скорбью, то есть со страданием. Для того чтобы человек обладал силой и способностью воспринимать страдания так, чтобы они не разрушали, а созидали, и построили наши благочестивые предки этот храм.

И вот удивительно — совершенно случайно на сегодняшний день выпало чтение из послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 5, 1-10), в котором мы находим слова огромной силы и глубочайшего смысла, имеющие прямое отношение и к тому месту, где мы находимся. Апостол Павел говорит: «Будем хвалиться не только благодатью Божию, которую получаем, но и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — мудрость, от мудрости — надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь входит в сердца наши силой Святого Духа».

Для многих людей эта фраза малопонятна. Как можно хвалиться скорбями? Как можно хвалиться страданием? Люди хвалятся зарплатой, достатком, красивым домом, красивой одеждой, высоким положением в обществе, хорошей машиной. Но апостол говорит, что надо хвалиться страданиями, потому что ни достаток, ни машина, ни одежда, ни все то, чем мы хвалимся, не развивает в нас ни одной добродетели. Если бы это было так, то об этом было бы непременно сказано в Слове Божием. Однако нигде не говорится: «становитесь богатыми, потому что у вас будет то-то и то-то в вашей жизни» — напротив, апостол говорит: «Будем хвалиться скорбями, зная, что от скорби происходит терпение». А терпение — это величайшая добродетель, это очень важное измерение внутренней жизни человека. Без терпения человеческая личность не может состояться ни в большом, ни в малом: начиная с детского сада, со школы и кончая зрелым возрастом, старостью, болезнями и предсмертным состоянием — везде требуется терпение как проявление внутренней силы человека. «От скорби происходит терпение» — не от того образа жизни, который для многих сейчас кажется таким привлекательным.

«А от терпения происходит мудрость» — это уж совсем неоспоримо и настолько значимо, что об этом должен задуматься каждый человек — и верующий, и неверующий, и церковный, и малоцерковный. Каждый хочет быть мудрым, потому что от мудрости, в том числе, зависят и благополучие, и успех. Только мудрость помогает человеку сбалансировать свои отношения с окружающими, говорить и делать так, чтобы слова и дела отражались в жизни других людей. Мудрость — это великая сила, помогающая человеку жить и устроять жизненное пространство вокруг себя. «От терпения — мудрость…» Сказал бы апостол Павел: «от книг мудрость, от образования мудрость» — но не сказал же так! Это не значит, что не нужно читать книг, не нужно получать образование, но это означает, что подлинная мудрость рождается в глубине жизненного опыта, когда человек не сдается перед жизненными обстоятельствами, когда он умеет воспринимать их с терпением, применяя свой интеллект и свои духовные силы. Но ведь в сегодняшнем чтении мудрые слова апостола Павла не оканчиваются словом «терпение» — он говорит, что от терпения происходит надежда.

А что нам нужно больше, чем надежда? Ничто. Потому что даже самые благополучные и самые могущественные люди в жизни своей проходят через множество испытаний, когда неизвестно, куда «кривая выведет», неизвестно, что произойдет. Это касается не только отдельных личностей — это касается всего человеческого сообщества. Мы живем надеждой, несмотря на страхи. Мы живем надеждой, несмотря на ужасающие репортажи новостных передач. Мы живем надеждой, несмотря на физические катаклизмы. Мы живем надеждой, несмотря на многие скорби. От терпения происходит надежда, потому что терпение — это реальный жизненный опыт преодоления трудностей. Человек знает, как эти трудности преодолевать, он точно знает, какой должна быть его жизненная позиция, и именно поэтому через терпение мы обретаем надежду.

Но завершает апостол Павел свои дивные слова, которые мы сегодня слышали, совершенно удивительным заявлением: «надежда не посрамляет человека». Все может посрамить — и скорби, и терпение, и мудрость, а вот надежда не посрамляет, не постыжает — потому что любовь Божия излилась в сердца наши силой Святого Духа. Надежда — это то, что нельзя произвести усилием воли. Надежда — это то, что нельзя произвести силой интеллекта. Надежда — это Божий дар, так же, как и любовь, которая изливается в наши сердца силой Духа Святого.

Наверное, этот текст хорошо знали те, кто построил этот дивный храм. Эти дивные слова: «будем хвалиться не только благодатию Божиею, но и скорбями, потому что от скорби происходит терпение, от терпения — мудрость, от мудрости — надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия изливается в сердца силою Святого Духа» (см. Рим. 5, 2-5) — нужно написать, как девиз, в каждой больнице, в каждом месте скорби — там, где люди борются за жизнь, где они преодолевают огромные трудности. Вот и замкнулась цепь, и все стало ясно: только та скорбь, только те терпение и мудрость, которые формируются в природе человека силой Божественной благодати, приводят нас к надежде, а значит, к радости бытия.

Дай Бог, чтобы эти слова хорошо помнили врачи, которые здесь работают, медсестры, технический персонал и особенно пациенты. Прозревая смысл этого апостольского послания, наши предки и строили храмы в больницах, в странноприимных домах, в тюрьмах — везде, где человек лицом к лицу сталкивается со скорбью.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Анзора Шалвовича, весь коллектив больницы, спонсоров и, конечно, московское правительство во главе с Юрием Михайловичем за поддержу этого замечательного начинания — воссоздания сего величественного храма в больнице Склифосовского — в бывшем странноприимном доме графа Шереметева. Пусть этот величественный храм наполняется людьми. Он не может быть восстановлен для того, чтобы двери были закрыты с улицы. Сюда должны приходить люди для молитвы, потому что храм — это не просто зал, не просто помещение. Храм — как человек, он должен жить; а если вешают замок, то храм умирает, и великий грех принимают на себя те, кто не дает возможности совершать в храме богослужения.

Я говорю это потому, что часто возникают проблемы на стыке ведомственных и церковно-приходских отношений. Это происходит и в больницах, и в различных учреждениях — кстати, и в наших посольствах за границей, где порой люди с радостью строят храм, а потом внешние обстоятельства, режим допуска, внутренняя дисциплина вдруг начинают входить в конфликт с этим церковным начинанием и возникают трудности. А ведь Троицкий храм — совершенно особый по своим размерам, по своему великолепию, по своему местоположению в центре Москвы, и поэтому очень важно, чтобы, находясь в «юрисдикции» и на территории больницы, он был одновременно святым местом для всех москвичей, чтобы он постоянно наполнялся молитвой и живым религиозным опытом людей.

Я хотел бы в память о сегодняшнем замечательном событии, еще раз выражая глубочайшую благодарность Вам, Анзор Шалвович, и всему коллективу, всем тем, кто помогал и поддерживал Вас в воссоздании этого великолепия, преподнести для сего святого храма икону, которая стала нашей русской национальной святыней — Казанский образ Божией Матери. 4 ноября, в праздник этой иконы, наш народ отмечает День народного единства. Пусть этот образ будет Патриаршим благословением и для сего святого храма, и для сей больницы. Пусть под покровом Царицы Небесной осуществляется с успехом то благородное дело, которое вы совершаете, неся исцеление больным и страждущим, помогая обрести надежду тем, кто порой по своему физическому состоянию теряет надежду.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Людмилу Ивановну Швецову и представителей городского правительства за участие в этом торжестве. Действительно, событие историческое для города Москвы, для системы здравоохранения, для нашего народа.

Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами, с этим местом, с этой больницей, с ее тружениками, со всеми, кто проходит здесь лечение. Пусть Покров Царицы Небесной ограждает нас от всякого зла. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1180789.html